О кабошонах из натурального камня

Изысканные и оригинальные украшения с натуральными камнями всегда присутствовали в жизни человека. Да и как иначе, если удивительно красивые камушки способны не только наслаждать взгляд и греть душу, но и делиться энергией, избавляя от негатива и болезней. И без разницы, какой это камень – драгоценный алмаз, разноцветный или узорчатый поделочный минерал, - все они являются детьми природы, а значит, имеют свой неповторимый мир, сотканный из всех элементов Вселенной.

Кабошонирование – настоящее искусство. Оно требует от мастера  твердой руки, немалого опыта и умения воплощать задумки, добиваясь самых лучших результатов. Чтобы показать полную силу поделочного и полудрагоценного камня, «оживить» его, мастера вместо огранки применяют полировку и шлифовку, добиваясь невероятного зеркального блеска и уникального внутреннего рисунка. Проще говоря, создают художественные произведения, называемые кабошоны.

Что такое кабошон, и какого вида бывает?

Слово «кабошон» - французского происхождения и переводится как «голова». Он представляет собой изделие, у которого полностью отсутствуют четкие грани. С одной стороны кабошон из камня идеально ровный и гладкий, а с другой – округлый, выпуклый.

По форме бывает разным: круглым, овальным, квадратным, прямоугольным, треугольным. Часто ему придают вид сердца, капли, креста, многоугольника… То есть, формируют его образ с учетом качества камня, его оптического свойства, цветовой гаммы и узора. А иногда и в соответствии с изделием, в котором он будет использоваться впоследствии.

В зависимости от способа отделки, кабошоны подразделяются на:

- одинарные (плоский низ, выпуклый верх);

- двойные (двухсторонняя выпуклость, но верхняя часть более круглая);

- низко выпуклые (низко выпуклый верх, плоское основание);

- вогнутые (вогнутое основание).

Кабошонирование не просто улучшает внешний вид минералов, но и наделяет их различными оптическими эффектами. К примеру, определенные кабошоны из камня могут поражать астеризмом, иризацией, эффектом кошачьего глаза и прочими проявлениями.

Из каких камней создается кабошон?

Чтобы кабошон получился действительно интересный и качественный, мастера предпочитают выбирать материал из полудрагоценных и поделочных камней с «изюминкой». Ею может быть яркий цвет минерала или уникальный узор из

прожилок и разводов; способность камня менять окраску под определенным углом или наличие разной степени прозрачности.

В качестве кабошонов пригодны практически все минералы, но особенно стоит обратить внимание на таких представителей каменного мира, относящихся к:

- ярким (жадеит, сердолик, хризопраз, розовый кварц, пренит и др.);

- с неярко выраженным рисунком и узором (кахолонг, халцедон и др.);

- псевдохроичным (лабрадор, лунный камень, обсидиан, опал и др.).

!Кстати, у нас в магазине всегда представлен полный список самоцветов, из которых имеются в наличии кабошоны высокого качества. Здесь же наличествуют цветные тонированные камни и полированные срезы камней, а также друзы и кристаллы для украшений.

Как производятся кабошоны?

В давние времена первые мастера применяли самые простые инструменты. Они брали самоцвет, отсекали от него лишнее и сглаживали все неровности с помощью шлифовального круга – собрата гончарного. При этом производилась шлифовка и полировка всей верхней части минерала, тогда как нижняя – оставлялась нетронутой. После чего, кабошон считался готовым к оправлению.

Таким методом многие века обрабатывали не только полудрагоценные, но и драгоценные камушки (сапфиры, изумруды, алмазы, рубины). Более сложная огранка вошла в ход у мастеров лишь после 13 века (исключение составляют индийские ювелиры, которые еще долго гранили в виде розы). Особенно популярен способ был в России, пока Петр I не открыл гранильную фабрику в Петергофе и постепенно сие мастерство сошло на нет.

Сегодня кабошоны чаще всего делаются по такой схеме: заранее напиливают пластины либо кусочки минерала (3-9 мм), после чего их обезжиривают и наносят при помощи трафарета контуры заготовки. Затем диском, планшайбой или пилой производится нарезка пластин по обозначенным контурам.

У заготовки еще наличествуют острые углы, от которых избавляются посредством грубой шлифовки. Потом делается предварительная шлифовка поверхности, в процессе чего выходит заготовка необходимой формы и размеров. После этого ее мастикой  приклеивают на шпильку (для дальнейшего удобства работы).

Заключительная отделка начинается шлифовкой камня с использованием ленточных, дисковых или барабанных шлифовальщиков. Их отличие в том, что ленточный позволяет обрабатывать с менее или более жестким воздействием,

дисковый – обладает мягким абразивным действием (шлифовка делается только центральной частью!), а барабанный – представляет собой абразивный материал по всей своей поверхности.

Далее наступает черед полировки. Для нее мастера применяют шлифовальные круги с напылением из алмазного порошка (его зернистость 5 микрон), а иногда полировальщики из кожи либо фетра. Нижнюю часть камня иногда не полируют, а иногда даже оклеивают специально подобранной фольгой (чаще сей метод применяют, когда хотят больше раскрыть природную красоту камней, выгодно подчеркнуть их внутреннее свечение и оптические эффекты).

На что обратить внимание, выбирая кабошон?

Подбирая кабошон для будущего ювелирного изделия, следует особое внимание обращать на 3 свойства камня:

Твердость. Чем выше это свойство минерала, тем более ценным получается кабошон. Ведь высокая твердость позволяет добиться самой высококлассной полировки, которая становится гарантом долго сохраняющейся блестящей и гладкой поверхности.

Окраска. Это свойство полностью зависит от химического состава камня, а также его строения и наличия/отсутствия различных примесей.

Переливы или игра цвета. Структура минерала очень влияет на переливы его света и цвета. Кабошоны из некоторых натуральных камней умеют рассеивать солнечный свет либо интерферировать его, обозначая на своей поверхности удивительные световые узоры и блеск